Сложно определить, когда человек впервые начал держать кошку дома. Наиболее рас- пространенным является мнение, что это животное было одомашнено около 6 тыс. лет назад, когда люди постепенно стали осваивать, кроме охоты и собирательства, скотоводство и земледелие. У племен, населявших Ближний Восток, возникла необходимость сохранить урожай до будущего года. Для этой цели у человека появились помещения, предназначенные для хранения зерна и других продуктов, которые надо было охранять от грызунов, наводнивших селения и наносивших большой урон хозяйству. Лучше всего с этой обязанностью справлялась, конечно, дикая кошка, заметно сокращавшая численность мышей и крыс. По мнению ученых, североафриканско-переднеазиатская степная кошка стала единым предком всех известных ныне пород домашних кошек. Считается, что именно это животноеодомашнили жители Древнего Египта около 4 тыс. лет назад.
В дальнейшем отношение человека к этому самостоятельному и не поддающемуся дрессировке животному было различным. Жители Древнего Египта стали почитать кошек как святыню после того, как в 2000 г. до н. э. запасы зерна в хранилищах фараона сильно пострадали от нашествия грызунов, которые развелись в таком большом количестве, что принадлежащие фараону кошки не справлялись с их уничтожением. Урожай оказался под угрозой, поэтому фараон собрал кошек своих подданных и поселил в зернохранилище. Сельские жители очень быстро оценили пользу, которую приносили кошки, и постарались их приручить. Постепенно кошки привыкли жить рядом с человеком и при этом сохранять свойственную этим животным независимость. Таким образом, кошка стала для египтян предметом религиозного культа. Это отрази- лось в том, что животных увековечивали в скульптурах и картинах, возносили им почести как божеству. За вред, причиненный кошке, следовало суровое наказание, а убийство живот- ного каралось смертью. По умершей кошке владельцу полагалось носить траур в течение нескольких дней и сбривать брови в знак величайшей печали. Тело умершего зверька муми- фицировалось и после сложной торжественной похоронной церемонии подлежало захоро- нению на специальном кошачьем кладбище. Это подтверждают археологические данные: в 1890 г. при раскопках древнего города Бубастиса, рядом с храмом богини Баст ученые обна- ружили более 300 хорошо сохранившихся кошачьих мумий. Подданные не хотели отдавать кошек фараону, и жрецы были вынуждены применить хитрость: они провозгласили этих животных священными, и с тех пор простые смертные не имели права прикасаться к кошкам, а владеть ими мог только фараон. Это говорит о том, что в Древнем Египте кошки пользовались таким же почетом и уважением, как и фараоны. Баст считалась в Древнем Египте богиней плодородия и покровительницей любви. Однако ее функции этим не ограничивались, как и у большинства богов в различных мифо- логиях. Она служила символом Солнца и Луны, оказывала покровительство душам умер- ших, попавшим в загробный мир, а также отвечала за плодовитость животных и людей. Люди молились ей об излечении от многих заболеваний. У нее была голова кошки и зага- дочные кошачьи глаза. Также известен случай, когда полководцы использовали кошек в проведении сражений с египтянами. Зная, как жители Египта почитают своих священных животных, персидский царь Камбиссе приказал привязать живых кошек на щиты своих солдат. Это было жестоко по отношению к животным, зато население страны сдавалось без боя, чтобы не причинить вреда кошкам. Распространению домашней кошки из Африки по всему миру немало способствовали моряки, которые тоже стремились защитить запасы продуктов от крыс и брали кошек на корабли, в путешествия. Так домашняя кошка проникала в разные части света. В Европе она появилась на рубеже нашей эры стараниями греческих торговцев и путе- шественников, которые побывали в Египте и обратили внимание на кошек. Вывозить этих животных за пределы Египта было запрещено, так что, если верить легендам, греки похи- тили несколько пар кошек. Вскоре животные расплодились и стали очень популярны в Греции. Они с успехом заменили полудиких ласок и хорьков, которые использовались ранее для борьбы с грызу- нами-вредителями. Случалось, что кошка попадала в научные трактаты античных ученых и философов. Например, знаменитый римский историк Плиний Старший впервые описал анатомические и физиологические особенности кошки в своей книге «Естественная история». Из Древней Греции кошки попали в другие страны Европы, где также стали пользо- ваться заслуженным почетом, так как оказались не только прекрасными охотниками, но и преданными друзьями человека. Кроме того, греки очень ценили красоту во всем, а кошка – красивое и грациозное животное. В Европе она поначалу считалась хранительницей домашнего очага и олицетворяла свободу и независимость. Хотя европейцы не считали ее священным животным, в отличие от древних египтян, но относились к ней с большим уважением. Затем отношение к ней изме- нилось, потому что мракобесы связывали ее с дьяволом и колдовством и истребляли самыми жестокими способами, якобы уничтожая сатанинскую силу. Кошки черного цвета считались пособниками сатаны, молва приписывала им качества существ, опасных для людей. Это про- исходило при поощрении служителей церкви. В Средние века черных кошек считали пособниками дьявола и истребляли. Через некоторое время в европейских городах распространились крысы – переносчики страшного заболевания, бубонной чумы, которая унесла жизни больше половины населения европейских стран. При таких обстоятельствах кошка вновь приобрела популярность. Даже Церковь изменила свое отношение к этим животным, что также способствовало возвраще- нию всеобщего расположения к кошкам. Но даже во времена всеобщей одержимости и религиозного фанатизма находились просвещенные люди, которые сохраняли способность мыслить разумно. Некоторые мона- стыри продолжали разводить кошек, чтобы они ловили грызунов, по-прежнему наносивших вред продовольственным запасам людей. Возможно, благодаря этому кошки не были окон- чательно истреблены, когда их численность в Европе сильно сократилась. Существует легенда о том, каким оригинальным способом попала на Восток первая кошка: ее просто обменяли на большой отрез красивой шелковой ткани. Кошку можно назвать поистине мистическим животным, поскольку с ней связано мно- жество примет, которые бытуют по сей день, причем толкование этих примет часто проти- воположное в разных странах. Одна из них – что кошка умывается к дождю, если во время этой процедуры касается лапой уха. Это объясняется тем, что животные чувствительны к малейшим изменениям погоды. На Востоке эти животные являются весьма почитаемыми. Они постепенно заселили страны Азии, когда началось активное развитие торговли между Европой и Азией. Отношение к этому животному на Востоке довольно своеобразно: типично восточный мистицизм и эстетическое поклонение вместо западного практического взгляда на вещи. И сейчас, кошка по-прежнему охраняет от мышей и крыс урожай и драгоценные коконы шелкопряда, а торговля шелком составляет важную часть экономики Японии и Китая. Кроме этого, кошки выполняют еще одну функцию – служат своего рода талисма- нами, которые неизменно приносят мир, благополучие и семейное счастье. Так на Востоке оценили обаяние этих животных. При этом люди убеждены в том, что с возрастом мистические качества живого талисмана усиливаются: чем старше кошка, тем больше счастья она приносит своим владельцам. Каждый китаец должен был иметь маленькую керамическую статуэтку кошки, которая не только украшала дом, но и отгоняла от его обитателей злых духов. Считалось, что при- сутствие этих животных способствовало медитации. И все же кошка не стала священным животным в странах Азии. Если верить одной из легенд, причиной тому послужило поведение кошки во время церемонии похорон Будды. Кошка не проявила к умершему должного уважения и предпочла безмятежный сон. Почти одновременно эти животные появились в Индии и сразу стали служить симво- лом семейного благополучия. Внешностью кошки была наделена богиня материнства Сашт, которая почиталась как хранительница семейного очага. Жители Индии считали, что каждый верующий должен держать дома или хотя бы под- кармливать кошку. В Средние века кошки из Китая были завезены в Японию. Жители этой страны про- явили к ним нежную заботу. Согласно историческим документам, первым местом обитания этих очаровательных животных стал императорский дворец в Киото. Там кошки появились в 999 г. В России эти животные издавна пользуются любовью. Они попали сюда из южных стран. Способствовали этому, как и в большинстве случаев, завоевательные кампании и ожи- вленные торговые отношения с теми государствами, где домашние кошки уже не были ред- костью.
|